Статьи

Дизайн-мышление + право = это реально?


Мой ответ однозначен: «да». Нам не избежать цифровизации и оптимизации процессов с помощью новых технологий, растет запрос на изменения в способе предоставления юридических услуг, решения правовых проблем. В ближайшие 5-7 лет юридические фирмы-лидеры и департаменты ведущих компаний объединят мультикомпетентные или междисциплинарные команды из юристов и программистов, UX-дизайнеров и других специалистов. За такими командами – будущее: они смогут разрабатывать новые способы решения сложных юридических проблем, улучшения обслуживания и в конечном итоге устранять любые разногласия между юристом и клиентом.

Где применяется дизайн-мышление?

Можно выделить следующие ключевые сферы применения LD:

  • инновационная культура в профессии: планирование и внедрение Legal Tech и LD-решений, сотрудничество с партнерами из различных отраслей;
  • повышение квалификации: обучение юристов основам LD-мышления при консультировании клиентов-организаций;
  • инновационная стратегия: планирование запуска лабораторий дизайна в юридических фирмах;
  • визуальный дизайн: обучение юристов основам визуального дизайна и его применению в презентациях, заключениях, а также в аргументах;
  • пользовательское тестирование: оценка текущей версии приложения, веб-сайта, услуги госоргана / частной компании с целевыми пользователями, а затем совместное проектирование новых версий.

Как работают юристы в LD?


Работа начинается с досконального исследования проблемы. Для этого применяется весь арсенал инструментов LD (наблюдение, интервьюирование, вторичные исследования и пр.).Юрист идет не выполнять задание, а исследовать проблему в деталях, поэтому в самом начале важно провести встречи со специалистами из смежных отделов - HR, маркетинга, финансов и ИТ и сообща сформулировать цель предстоящей разработки. На этом же этапе нужно определить, что будет считаться успехом проекта (главное правило - успех должен быть измеримым). Далее работа нацелена на расширение знаний о проблеме, в том числе путем сбора дополнительного материала и наблюдением за поведением стейкхолдеров. Только после этого создается первый прототип.

Этот прототип проходит обязательную валидацию – подтверждение ценности предлагаемого решения, например путем сбора обратной связи и организации воркшопов для всех заинтересованных сторон. При этом прототип может неоднократно обновляться. В каждой итерации прототип совершенствуется – и так до тех пор, пока не появится решение, идеальное с точки зрения пользователя.

Следует понимать, что междисциплинарное сотрудничество осложняет реализацию LD-проекта, поэтому к таким проектам полезно привлекать юридических дизайнеров. Их задача– найти баланс между юридической (экспертной) составляющей и дизайном с его имманентной творческой свободой. Кроме того, важно своевременно вовлечь смежных специалистов в процесс. Так, если решение требует программирования, привлекать ИТ-специалистов надо в начале работы: вмешаться и повлиять на конечный результат они уже не смогут. Результатом слаженной работы междисциплинарной команды станет ценная юридическая информация и/или услуги – понятные, визуально привлекательные, полезные и однозначно пригодные для использования.

В чем польза LD?

1. Экономия времени, которого юристу катастрофически не хватает. Дизайн-мышление может стать настоящей палочкой-выручалочкой: вместо долгой последовательной методической проработки – серия коротких итераций, вместо совещаний и отчетов – создание прототипов решений и их проверка. Параллельно идет общий процесс продвижения к идеальному (с точки зрения пользователя) решению.

2. Экономия ресурсов. Например, прототипирование можно осуществлять из подручных материалов, которым занимается юрист с привлечением пользователей и необходимых экспертов, а не дорогостоящие консультанты.

3. Снижение риска неуспеха на рынке (т.е. что продукт/сервис не будет принят заказчиком). Это достигается постоянным тестированием прототипов решений – многократным демонстрированием концепта прямому интересанту в реальной среде с обязательным получением обратной связи. По сути, в разработке участвуют сами пользователи, что резко повышает шанс разработать действительно идеальное решение.

4. Рост коммерческих показателей. При стратегическом применении юридический дизайн может улучшить производительность, инновации, восприятие бренда, вовлечение аудитории, коэффициент конверсии и многие другие показатели. Это подтвердили данные исследования McKinsey «Ценность дизайна для бизнеса» (2018). За 5 лет McKinsey проанализировала более 2 млн фрагментов финансовых данных 300 публичных компаний из разных отраслей и выяснила: компании, встроившие дизайн в организационную культуру, показали рост всех финансовых показателей до 7% в год.